Материалы

 

 

 

Из опыта работы педагога ДО Черной Анны Ибрагимовны

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях разновозрастной группы


Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности.

Л. И. Швецова

На протяжении всего периода работы в Центре «Народные ремесла» ко мне приходят обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Я расскажу о работе с такой категорией детей, наших достижениях.

Каждая категория детей требует индивидуального подхода, а также своей системы методов педагогического воздействия.

Неотделимо от всех в группе занимаются дети с ОВЗ. Они как никто другой стремятся к творчеству. Творчество помогает отвлечься от жизненных проблем, оно может увлечь до такой степени, что становится частью жизни ребенка, творчество «лечит», существует такое понятие как «лечение искусством» - арт-терапия.

Дети с ОВЗ, которые у меня обучаются – это ребята с нарушением слуха, физическими недостатками, с задержкой психического развития. Изучив специальную литературу по работе с особенными детьми, пришла к выводу, что оптимально тему совместного обучения раскрывает педагог-психолог Лев Семенович Выготский. Он указывает на необходимость создания системы интеграции в обучении, т.е. совместном обучении детей с нарушением развития с остальными детьми в одном классе. Л.С. Выготский считал, что задача воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка.

И действительно, совместное обучение дает много как здоровым учащимся, так и детям с ОВЗ. Дети данной категории в Центре не только занимаются творческой деятельностью, но и обретают друзей. Это происходит благодаря общим интересам, коллективному рисованию, интерактивным заданиям, совместным мероприятиям (праздники воспитательного значения, акции «Рисунок на заборе», «Подарок ветерану», занятия в формате «Дети-детям», «Дети-родителям», выставки класса, оформления классного кабинета к праздникам и т.д).
Интеграция развивает у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам одногруппников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения и, как следствие, к их успешной социализации.

Работу с детьми с ОВЗ строю по индивидуальному плану на основе образовательной программы дополнительного образования, учитывая их физические возможности, интересы, темп выполнения задания. Использование нестандартных приемов рисования помогает таким детям по своим возможностям справиться с заданием, что создает успешность в обучении.

Для этого включаю нетрадиционные техники рисования и нестандартные приемы живописи такие как: кляксография, «набрызг», кофейная живопись, рисунки поролоном, рисование на мокрой мятой бумаге и многое другое. Используем любые инструменты: жесткие кисти, палочки для процарапывания линий на краске, ватные палочки, щетки и т.д.

Например, учащейся, у которой отсутствуют большие пальцы, я предложила следующую технику: обрезав ворс кисти и используя прием «примакивания», показала как легко можно нарисовать пейзаж: листву на деревьях, облака, этой же кистью движениями снизу-вверх можно нарисовать траву, шерсть животных. Она также хорошо научилась рисовать пальцами (техника называется пальчиковая живопись). Приемы рисования подбираются по возможностям детей.

При работе с детьми данной категорией выделила основные направления, обеспечивающие инклюзию в обучении:

  • помощь в понимании нового учебного материала;
  • освоение художественных техник, которые оптимально раскроют способности ребенка, подбор удобного инструментария; 
  • нахождение индивидуального художественного стиля; 
  • подготовка к выставкам и конкурсам, специальным мероприятиям и фестивалям;
  • работа над творческим проектом;
  • подготовка (по мере накопления работ) ребенка к персональной выставке

За последние годы мои учащиеся с ОВЗ добились отличных результатов в художественной деятельности, что подтверждают грамоты и дипломы с конкурсов и выставок разного уровня. В 2012 году принимали очное участие в Областном детском фестивале «Байкальская звезда» в г. Братск (благодарность). Представляли творческие работы на районных выставках для детей инвалидов: «Ограничены возможности – не ограничен талант» (сертификат), «Мастерство добрых рук» (грамота).
На равных условиях вместе с остальными детьми участвуют в районных конкурсах детского творчества, занимая призовые места. А так же принимают участие в Международных и Всероссийских конкурсах.

Были организованы персональные выставки детей.
В такой работе возникает необходимость в сотрудничестве с родителями, поддерживать телефонную связь, проводить индивидуальные встречи, на которых обсуждаются успехи и трудности детей. Достижения в творчестве невозможны без поддержки родителей, их заинтересованности в обучении ребенка.

Дети с ОВЗ, которые у меня обучались, в общеобразовательной школе находились на домашнем обучении, у нас в Центре они нашли друзей, творчески проявили себя, и за счет своего стремления научиться рисовать опередили способных и здоровых детей. Эти учащиеся уже окончили обучение у нас в Центре, успешно защитили итоговые творческие проекты.
Одна из моих учениц выбрала профессию, которая связана с художественным творчеством. Такими учениками я горжусь и уверена, что творчество будет им помогать и в дальнейшей жизни.

 

 

 

Об учреждении

МБОУ ДО ЦРТ "Народные ремесла"

1023802804860

3844005804

665511, Иркутская обл, Чунский р-н, Чунский рп,

50 лет Октября ул, дом № 13 а

8(39567)2-06-28

Грабельки мои

Фотогалерея